«Убери игрушки, а то я не знаю что сделаю», «веди себя нормально, а то пожалеешь»: «я тебя накажу»… Вы слышали такое или говорили когда-то сами ребенку? И как, это работает? Есть ли вообще эффект от всех этих увещеваний, криков, обещаний, наказаний?
Допустим, достали вы ремень, потрясли им в воздухе, а дальше? Пороть, конечно — не вариант. Не те времена сейчас. Скажем, повысили вы голос, накричали — это выглядело устрашающе, но и к такому можно привыкнуть, а что завтра? Завтра вы планируете кричать еще громче?
Хотите сохранить свои нервы, семью, нормальные отношения — задумайтесь над этим.
Ваши крики, угрозы — все это пустые обещания и ваши же испорченные нервы. Я всегда стараюсь учитывать один факт: с этим ребенком мне еще жить всю жизнь. Когда я про это помню, я не принимаю опрометчивых и сильно стараюсь не делать чего-то, о чем пожалею.
Я посоветую вам только то, что уж точно не навредит. Более сложные свои открытия и наблюдения оставлю при себе.
1. Знаете фразу из кого-то ковбойского фильма — не доставай пистолет, если не уверен, что сможешь выстрелить? Не обещайте невыполнимого. Если вы предупреждайте ребенка о каком-то штрафе, наказании, они должно быть реальным. Ребенок привыкнет к тому, что слова — это только слова, что тогда?
2. Не повышайте голос, если вас и так слышно. Если вы не планируете посещать вокальные курсы, ставить себе голос, покупать рупор, — не повышайте голос. Интонация и уверенность в голосе работают намного лучше. Крики раздражают, действуют на нервы всем и… и показывают беспомощность.
3. Наказание — это не месть и не война. Если вы наказываете ребенка, штрафуете его, вы не должны выглядеть злыми в этот момент. Есть правила и вы их выполняете. Не сделал уроки — не пошел гулять во двор, это не месть, а закон, который существует одинаково для вас и для ребенка. Вы сожалеете, но выполняете его. Тогда никто ни на кого не обижается и никто не думает, что все зависит от вашего настроения.
4. Родители, не ссорьтесь при ребенке из-за его наказания. Не надо играть в добрых и злых. Вы — не инквизиция. Речь идет, в первую очередь, о воспитании,а не наказании. Максимум, что возможно, это спокойно разобрать инцидент и вместе принять решение.
5. Ваше обещание сделать что-то — то же самое, что и повинность для ребенка, в случае, если он что-то натворил. Это система правил. Вы обещаете и выполняете, ребенок нарушает, не выполняет что-то — и отвечает за свои поступки. Это система, а не внезапные вспышки агрессии. «Ничего не поделаешь, ты плохо вел себя за столом, подрался с сестрой и поэтому удаляешься в свою комнату» — таковы правила, известные еще до совершения проступка.
6. Мы ежедневно учимся. И мы и наши дети. Никогда не мешает спросить, понимает ли ребенок, за что он оштрафован, и всегда хорошо объяснить, что к чему. Вы сочувствует ему и сами с нетерпением ждете исправления, потому что никто не рад.
7. Какие же именно наказания стоит использовать? Ну уж точно не телесные! Можно поставить в угол, отправить к себе в комнату, лишить компьютерных игр, гулянок, каких-то любимых занятий. Но не увлекайтесь, противопоставляя нелюбимую математику и плейстейшн. Я считаю, что лучше, когда наказание какое-то нейтральное, типа удаления в свою комнату или внеплановой уборки — уж уборку-то в любом случае мало кто любит. Зачем лишать права игры на компьютере — это контрпродуктивно. Лучше «присудить» уборку квартиры.
Желаю вам терпения и мудрости, дорогие родители!